����������������������

Дизайн ландшафта и интерьера Русских Дворцов

Елагин дворец в Санкт-Петербурге на Елагином острове

Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагинского острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше - Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже - Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея - стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской. эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА.

Осветительный ансамбль Мариинского дворца интересен прежде всего тем, что он формировался в продолжительный период времени. В результате в одном месте мы видим светильники различных конструкций и стилистических направлений, удивительным образом дополняющие друг друга.

Тридцать две люстры, созданные для парадных залов Мариинского дворца - Ротонды – размещались между колоннами в дваяруса. Все нижние – на 27 свечей, верхние – на 18 свечей. Большинство отдельно взятых элементов люстры еще напоминают бронзу эпохи ампира, но общая архитектура люстры уже типична для сменившего ампир историзма.

Документов, позволяющих назвать автора рисунка и исполнителя этой огромной и необычайно сложной композиции люстры , созданной для Рафаэлевского (Пролетного) зала Мариинского дворца, не сохранилось. Можно предположить, что ее проектировал молодой архитектор Владимир Шрейбер, разрабатывавший вместе с А.И. Штакеншнейдером эскизы внутренней отделки и убранства Мариинского дворца. (До этого, 1838 – 1840 гг. по его рисункам были созданы многие люстры для возобновленного после пожара Зимнего дворца) Люстра Рафаэлевского зала , подобно люстрам парадных интерьеров Зимнего дворца, была выполнена « в греческом вкусе». Ее конфигурация, необычная для подвесного светильника, соответствовала форме помещения. В декоре люстры можно обнаружить мотивы античного искусства – пальметты, акротерии, букрании, аканты. Композиция с центральным штоком и цепями характерная для эпохи историзма, в сочетании с классической орнаментацией, отражала переход от позднего ампира к навому стилю середины века. В настоящ время эта великолепная люстра находится на прежнем месте – в Рафаэлевском зале Мариинского дворца в Петербурге.

Решенная в формах второго рококо люстра отличается логичностью конструкции, что редко для произведений, выполненных в данной стилистике. «Кудрявые» рокайльные канделябры размещены на мощных кронштейнах с трельяжной сеткой, соединенные между собой гирляндами из цветов. Люстра была изготовлена в 1861 году на фабрике Генке, Плеске и Моран для Малиновой гостиной Ново – Михайловского дворца Великого князя Михаила Николаевича. В настоящее время находится в Мариинском м дворце.

5 люстр представляющие собой корзины из хрустальных бус с широкими бронзовыми ободами и скульптурными изображениями двуглавых орлов, были изготовлены в 1908 году для зала собраний Государственного совета в Мариинском дворце. Композиция напоминает ампирные люстры с той разницей, что электрический способ освещения позволил установить источник света внутри корзины. В настоящее время находится на прежнем месте